Наверное, среди пользователей Интернета вряд ли найдется человек, который бы не любил посмотреть как-нибудь субботним вечером хороший фильм. Я постараюсь описать свое представление о некоторых особенностях кинематографа (в скобках буду приводить примеры, для лучшего понимания, о чем идет речь). Начну с Голливуда - известной на весь мир фабрике кино. Для американцев кино – лишь еще один вид бизнеса, который должен приносить прибыль. Поэтому кассовые сборы (а с ними и количество заработанных денег) являются самым хорошим показателем удался ли фильм или нет, и если сборы превзошли затраты в несколько раз, то скорее всего стоит ожидать продолжения фильма (Чужой, …; Терминатор, …; Война миров, …; Индиана Джонс, …; Звездные войны, …; Знакомство с родителями, …; 9 ярдов, …). Этому порой нисколько не мешает ни гибель главного героя, ни полнейшая развязка сюжета. Исключения бывают лишь в фильмах, построенных на исторических событиях (Титаник, Перл-Харбор, …), да мелодрамах, в которых единственная и настоящая любовь всей жизни находится/ завоевывается/ умирает в конце фильма (Ромео и Джульетта, Сладкий ноябрь, Кейт и Лео, Интуиция, …) и на продолжение тут вряд ли поднимется рука даже у самых бессердечных сценаристов.
Теперь постараюсь заглянуть за кулисы производства фильмов. Начнем, пожалуй, с уже затронутой профессии сценаристов – людей, создающих рассказы, которые затем лягут либо в основу фильма, либо в мусорное ведро.
Основными источниками идей для сценариев являются либо сами сценаристы, полностью с нуля придумывающие весь сюжет (Криминальное чтиво, Обычные подозреваемые, …); либо книги, преимущественно классика, бестселлеры и в последнее время комиксы (Гамлет, Война и мир, Крестный отец, Бэтмен, …); либо кажущиеся интересными исторические события (300 спартанцев, Аполлон-13, Спасти рядового Райана, …)
Идеи для фильмов с годами мельчают, но чтобы зритель не чувствовал этого, в фильм вводятся спецэффекты, наблюдая которые зритель уже не особо задумывается над сюжетной линией.
Для примера, предлагаю проанализировать хотя бы парочку боевиков. Первые 15 минут типового боевика идет представление о том, какой главный герой крутой (в основном, какая-то очень секретная операция, выполняемая на 5+). Затем зрителю представляют главного антигероя вместе с главной целью нашего героя (спасти 1 человека, страну, мир, Галактику… ). Всю середину фильма, вплоть до заключительных 15 минут, наш герой преодолевает неимоверные препятствия на пути к своей цели и вот, наконец, она - долгожданная развязка: антигерой намного сильнее и коварнее героя, но так как добро побеждает зло, наш герой нечеловеческими усилиями собирает последние силы в кулак, и этих сил как раз хватает, чтобы проучить плохиша! В итоге все спасены, нашему герою на шею бросается самая красивая актриса в фильме, все вокруг хлопают, в кинозале включают свет…
В других жанрах ситуация не такая однообразная, но и там есть свои правила.
Если идей для фильма совсем нет, а денег заработать все-таки очень хочется, то достаточно посмотреть по сторонам и тут же находятся замечательные фильмы либо иностранного происхождения, либо снятые давным-давно по сценариям талантливых людей. По этим фильмам можно легко сделать ремикс (надеюсь, Филипп Бедросович нас не читает) или, выражаясь киношным языком - «ремейк». Для этого вовсе не стоит заморачиваться, а достаточно постараться снять что-то похожее на оригинальный фильм, но желательно с какой-нибудь современной звездой (Фанфан-Тюльпан (1952) – Фанфан-Тюльпан (2003), Зорро (1974) – Маска Зорро (1998), Ее звали Никита (1990) - Точка невозвращения (1993), Тотальная слежка (1991) – Правдивая ложь (1994), …).
Теперь, если не возражаете, немного пройдусь по актерам и, частично, категориям зрителей
Так вот, есть актеры боевиков (Чак Норрис, Стивен Сигал, Жан-Клод Ван Дамм, …), за которыми уже закрепилась репутация крутых парней и вырваться из этого жанра им просто нереально, да и незачем, потому как и на это кино есть свои любители. Само название жанра определяет риски связанные со съемками подобного рода фильмов, поэтому частенько бывает, что самые известные актеры в год переносят по нескольку переломов. А что поделаешь? Искусство требует жертв. Поэтому за более короткое время карьеры, актеры стараются сняться как можно в большем количестве фильмов, пусть с небольшим бюджетом, пусть без особой сюжетной линии, но зато с многочисленными сценами боев, которыми завлекают на сеансы мальчишек, желающих непременно стать такими же крутыми и надавать наконец-то по голове всем обидчиком в школе.
Если идти дальше, то мы обнаружим комедии со своими устоявшимися лидерами (Стив Мартин, Лесли Нильсон, Эдди Мерфи, Адам Сэндлер, …), которые также чувствуют себя неплохо в своем жанре. Этот жанр очень обширный и включает в себя как самые простые комедии, гарантирующие беззаботно-веселое проведение вечера (Горячие головы, Аэроплан, Сержант Билко, Полицейская академия, …), так и более серьезные варианты (Управление гневом, Анализируй это, …).
Затем идут мелодрамы, в которых актерам нужно уметь играть. Иначе, зрители не поверят, спецэффектами дело не сгладишь, и возврата затраченных денег не будет. Вот это тот жанр, в котором первую скрипку играют не мужчины, а женщины (Мег Райан, Кейт Уинслет, Деми Мур, …). И надо признаться, что именно при просмотре мелодрам у некоторых мужчин закрадывается подозрение, что актерское искусство у всех женщин в крови Мелодрамы предназначены в первую очередь для просмотров вдвоем с любимой холодными зимними вечерами, укрывшись пледом и попивая глинтвейн.
Выше стоят серьезные актеры (Аль Пачино, Мэл Гибсон, Джек Николсон, Роберт Де Ниро, Шон Пенн, …). При одном упоминании в титрах этих имен фильму гарантированы кассовые сборы. Эти актеры не пойдут сниматься в фильмах со слабым сценарием, потому что имеют право выбирать и пользуются этим правом очень и очень хорошо. Лично для меня жанр фильма, в котором участвуют такие актеры, не имеет большого значения: фильм стоит посмотреть всем.
Кроме того, есть несколько актеров, которые не подходят ни под одну категорию (Билл Мюррей, Джонни Депп, …). Фильмы с участием этих актеров могут быть очень кассовыми (День Сурка, Пираты Карибского моря), но могут быть абсолютно не заметными для широкой публики (Сломанные цветы, Мертвец). Благодаря участию в фильмах абсолютно разных направлений, конкретизировать аудиторию для этих актеров очень и очень тяжело, так что каждый должен сам выбирать по своему вкусу.
Вот вроде бы и все с актерами.
Профессия, которую хочу затронуть последней – режиссер. Лично я воспринимаю режиссера, как человека, который способен из самого дурацкого сценария сделать отличный фильм. Образно говоря, на экране мы видим сценарий глазами режиссера. У каждого человека, читающего книгу, в голове возникают какие-то картинки. У режиссера же при прочтении книги возникают не картинки, а цельная картина с мельчайшими деталями, которую он затем и пытается запечатлеть на съемочной площадке. А вот то, какая у него фантазия и как у него получается донести свою точку зрения до зрителей – оценивать уже нам
Ну вот я и закончил. Никогда еще не писал так много, если не считать курсовых и дипломов. Надеюсь, хоть кому-то понравилось мое творчество, и Клуб киноманов на Форуме пополнится единомышленниками.
Смотрите только хорошее кино, а тратить драгоценное время на плохое – не стоит!